Чтобы ответить - в чем для атеиста смысл жизни необходимо рассмотреть несколько краеугольных понятий.
Рассматривая их, постараюсь разбираемые понятия представить разными точками зрения(атеизм/теизм). Думается тогда и ясно будет, в чем глубинное отличие верующего и атеиста. "Вера" и "не вера" в богов это лишь поверхностный пласт, который все мусолят да так и оставаясь на нем. Гораздо интереснее и важнее, что же является основой, за скупыми формулировками определений часто уходит смысл и каждый городит свой огород.
Между тем все просто, но эта простота, увы, не решена всеми философами за многие века существования науки. Однако это не помешает провести водораздел осознанности между верующими и атеистами.
Итак.
Фраза - "познай самого себя" вынесенная в преамбулу является ключевой.
Понятие "Я" - является одним из основных, в любом учении/философии/мировоззрении, не скажу про верования и религии, т.к. там понятие "я" далеко не столь фундаментально, гораздо важнее понятие церкви/святых/Бога. Разве, что особняком стоят религии вышедшие Индии, где изучению "Я" придается важное значение.
С осознания самого себя, позиционировании себя в социуме начинается воспитание любой личности.
При рождении человека кроме "Я" вообще долгое время ничего нет и по мере роста индивидуума претерпевает изменения и понятие "Я".
Увы, но в мире чаще происходит, что "Я" не осознается и, как в детстве, кроме этого "Я" больше ничего и никого нет. Это конечно клиника, но глядя(в последнее время) на людей(не только молодежь) понимаю, что они довольно близки к этой стадии. У них нет даже близко осознания, что иные люди обладают не меньшими "Я".
Это от многого зависит, но в основном причина - малые семьи. Один ребенок практически всегда эгоист. Впрочем, само понятие эгоист, в последнее время перекочевало из сферы негативной в якобы позитивную. Это очень модно. Мем "Эгоист" муссируется налево направо, в разных названиях и понятиях.
Все эти люди, конечно отошли от детского возраста, но их "Я" - не осознанно. Нет не только понимания или стремления к пониманию, но даже разделение "я" - "не я" происходит на уровне сугубо эмоциональном и никак не уровне ума.
Чуть взрослея человек идя в школу(кто-то и раньше) попадает в условия самоидентификации. Определяет себя "Я" - такой-то(с южного района/питерский/сын олигарха/спортсмен...), т.е. примеряет ту или иную маску(архетипы Юнга).
После "Я" ребенка, это второй уровень, но так же без осознанности самого "Я". Большинство на этом и заканчивают свое воспитание, до старости нося маски мужа/жены, родителя, воспитателя, вершителя судеб, спортсмена, президента, верующего.
Можно глянуть на патриарха, бывшего, с его перлами по поводу осознания "Я", познания самого себя.
Впрочем нынешний еще хуже)
[blockquote]«Познание этого мира мы осуществляем через свое собственное «я»... Если был таков замысел Бога о человеке, чтобы он мир познавал через свое самовосприятие, значит, это не греховно, а богоугодно. А что же такое греховно? Неправильное заключается не в том, чтобы мы мир познавали через самого себя ибо другого пути нет, а неправильное заключается в том, когда мы стараемся мир делать, организовать для самих себя. Мир божий переделать под себя и только под себя — вот тогда и наступает грех», — [url="https://decalog.livejournal.com/227552.html"]заявил патриарх[/url].[/blockquote]
[img]http://img11.itog.info/9/c/8/5/0/70fd24931ebf1f5bb390d508d93_prev.jpg[/img]
Рассмотрим каковО вИдение ситуации у атеиста.
Понятие "Я" - краеугольное и определяющее, собственно, вектор развития человека-разумного.
Электорат и грамотный потребитель, обычно, останавливаются на втором(рассмотренном) этапе. Для того чтобы правильно поставить галочку и опустить бюллетень, с радостью человека который с каждым днем "все более и более лучше живет", этого вполне достаточно.
Как только человек продвигается далее в осознании своего "Я" и успокоении своего "эго" сразу пелена спадает с глаз. Однако человек осознанный очень неудобен государственной машине, с таким просто не сработаешь и не загонишь в 86% поддержки ) , тут необходимо обоснование призывов не голой риторикой, которой берут нынешние горлопаны, от мера до президента, а чем то существенным.
Марксизм видит в человеке активное существо, способное творчески преобразовывать действительность. Свою творческую активность личность может по-настоящему проявить только в коллективе и через коллектив. Ценность личностных качеств проявляется в его отношении к другим людям, к обществу в целом.
Ценностное свойство воспитание личности социумом можно продемонстрировать на простом примере - "эффекте Маугли". Ведь если бы, как говорит патриарх это был "таков замысел Бога о человеке", то личность не теряла самоосознанности и при воспитании вне человеческого социума. Однако практика лучший судья и все расставляет по местам. Вне социума личность не воспитывается, поэтому марксисты такое большое внимание уделяют коллективу.
* * *
В бытовом понимании теизм и атеизм можно было бы сравнить и проанализировать таким образом:
Различие между теизмом и атеизмом состоит не в том, что одни верят в Бога, а другие нет. Теизм заключается в глубоком убеждении, что где-то есть рука, за которую можно держаться. Если мы поступаем правильно, кто-то оценит это и позаботится о нас. Где-то есть нянька, и она придет на помощь, когда мы будем в этом нуждаться. Мы все склонны отречься от части своего могущества и передать власть кому-то извне. Атеизм предполагает смиренное принятие двойственности и неопределенности настоящего момента. Не нужно думать, что где-то есть спасение.
Атеизм – это окончательное и бесповоротное осознание того, что нет никакой няньки, на которую можно было бы положиться. Это суть всей жизни. Это – истина, и, как и любая другая истина, она тяжела.
Но жизнь еще труднее для тех, кто ищет, за что бы ухватиться. С этой точки зрения, теизм – зависимость, пристрастие. Мы все подсели на наркотик надежды – мы верим, что сомнения и страдания однажды исчезнут. Это крайне болезненно сказывается на социуме: общество, состоящее из людей, все время ищущих почву под ногами, не имеет расположенности к состраданию.
Атеистический ум утверждает отказ от всякой надежды, и это начало начала.
Надежда и страх рождаются из ощущения нищеты. Мы не в состоянии успокоиться и принять себя, вместо этого продолжая мертвой хваткой держаться за свои чаяния, и это лишает нас самого ценного – настоящего момента.
Вместо того чтобы отдавать этому негативу все свои силы, нужно просто принять факт, что сейчас мы чувствуем себя, как кусок дерьма, и не пытаться делать вид, что все в порядке. Это и есть сочувствие. Это и есть храбрость. Мы можем почуять этот кусок дерьма, разглядеть его текстуру, цвет, форму?
Мы в состоянии раскрыть его природу, постигая суть неприязни, стыда, смятения. Не думайте, что здесь что-то не так. Можно отбросить большие надежды, будто где-то есть лучший «Я» – и однажды он появится, нужно только подождать. Имейте смелость взглянуть в глаза своим надеждам и страхам. И только тогда будет обретено некое подобие уверенности.
Это начало. Начало "квантового" перехода на иной уровень работы со своим "Я". Спокойный и дисциплинированный ум, с хотя бы небольшими вкраплениями критического мышления - есть основа уверенности, что переход пройдет верно, а не отбросит личность в поиске истины - на диван, к телевизору.
П.С.
[Стрелок] как то спрашивал - почему у меня столько претензий к христианству, и чем подходы, в постижении истины, отличаются у христиан и атеистов.
Оговорюсь сразу любая религия, для меня, схожа. Все они на услужении у денежных_мешков/власти и против народа.
Дополняя сабж скажу - при, на первый взгляд, теоретически верных предпосылках(кто станет спорить по большинству из 10 заповедей(исключая ссылки на богов)), религия, на деле, имеет весьма бледный вид при воспитании личности, являя собой реальный опиум для народа.
Важно осознавать, что при верности предпосылок, но имея принципиально разный инструментарий для решения поставленных задач - результат будет разный, вплоть до диаметрально противоположного. Это как ружье с кривым дулом. Вроде и стреляет(выполняет свою функцию), но все крайне непредсказуемо, вплоть до поражения самого стрелка).
Любой воспитательный процесс(религиями), при ближайшем рассмотрении будет обязательно давать негативный результат. Если рассматриваем длительный период времени, на коротком периоде могут быть и положительные результаты - эффект плацебо работает, но не воздействует, в реале, на болезнь. Увы не все определяется психикой иначе врачи не изобретали бы лекарств, а лечили тупо одной молитвой.
В короткой статье невозможно отразить все понятия и отличия в деталях, но вкратце думаю изложено доходчиво.
Андрей Рус
|